1960-е стали временем возрождения искусства джазового биг-бэнда. Впервые за много лет в джазе стали возникать новые больше оркестры — уже на новых основах: строить экономику бэнда только на коммерческих гастролях было уже невозможно. И одним из ярчайших оркестров нового времени стал Thad Jones/Mel Lewis Orchestra, созданный в Нью-Йорке в 1965-м. Оба лидера — трубач Тэд Джонс и барабанщик Мэл Луис — прошли школу игры в биг-бэндах старейшин жанра: Джонс — у Каунта Бэйси в 1954–63 гг., Луис — у Стэна Кентона, Джералда Уилсона и в других оркестрах 1940–50-х гг., а в 1962 гастролировал по СССР в бэнде Бенни Гудмана. Их совместный проект давал возможность нью-йоркским музыкантам по понедельникам, когда другой работы не было, сойтись в клубе Village Vanguard и в своё удовольствие поиграть современные аранжировки в составе биг-бэнда. Это удовольствие растянулось на 12 лет, через оркестр прошёл весь цвет нью-йоркского джаза, продолжительные гастроли оркестра Тэда Джонса / Мэла Луиса по СССР в 1972 г. стали важным этапом познания передних краёв развития биг-бэндового искусства для советских джазовых музыкантов, а кроме того — новаторские аранжировки Тэда Джонса повлияли на множество джазовых оркестров более поздних периодов. Когда Джонс в 1978 г. переехал в Копенгаген, оркестр продолжал по понедельникам играть в «Вилледж Вангард» под руководством Мэла Луиса, а аранжировки для него стали писать ведущие мастера нового поколения — Боб Брукмайер, Джим Макнили, Билл Холман, Боб Минцер и др. После смерти барабанщика в 1990 г. оркестр продолжает работать под названием The Vanguard Jazz Orchestra; он изредка гастролирует, выпускает альбомы (17 из 32 записей оркестра были номинированы на «Грэмми», два из них получили эту престижную премию), но главная его работа — по-прежнему каждый понедельник играть в «Вилледж Вангард». По состоянию на 2023 год эта работа продолжается уже 57 лет без перерыва.
Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»