Бадди Рич (Bernard “Buddy” Rich, 1917–1987)

Бадди Рич начал профессиональную музыкальную карьеру в возрасте полутора лет, колотя по барабанам в водевильном шоу своего отца, никогда не учился музыке, до всего дойдя сам, и оставил сотни барабанщиков, считающих себя его последователями. Он записал свыше тысячи альбомов, в 1940–70-е гг. считался одним из лучших барабанщиков в джазе, и его техника игры, изобретательность и музыкальность производят впечатление даже сейчас. Список оркестров, где Рич играл в молодости, звучит как энциклопедия свинга. 1938: оркестр Банни Беригана. 1939: оркестр Арти Шоу. 1940–45: оркестр Томми Дорси. И тут приходит эпоха бибопа, где на барабанах играли уже не так, как в свинге — и Рич легко принимает новый стиль, записывается с Чарли Паркером, Лестером Янгом, гастролирует с антрепризой «Джаз в филармониях». С 1959 по середину 60-х гг. болезнь сердца заставила Бадди на время оставить барабаны, но музыкальность его натуры позволила ему, пока он восстанавливался, выступать в качестве вокалиста. И вот наступил 1966 г., когда Бадди Рич, презрев вызов нового времени, практически выдавившего джазовые оркестры на периферию слушательского интереса, собрал собственный биг-бэнд. Там были сильные солисты (саксофонист Эрни Уоттс, трубач Чак Финдли), но в звучании биг-бэнда Бадди царил только один инструмент — точнее, комплект инструментов: его ударная установка. Рич гастролировал и записывался с бэндом до первой половины 80-х годов. Работать с ним, говорят, было очень трудно: за словом в карман он не лез, прощать слабости не умел, планку требований к своим музыкантам задирал очень высоко, равняя её по себе. Жестокая школа, но многие музыканты до сих пор благодарны Бадди Ричу за возможность играть в оркестре одного из величайших барабанщиков джаза.

Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»