Невозможно свести роль, которую сыграл в истории джаза трубач Джон Бёркс Гиллеспи по прозвищу «Головокружительный» (Диззи), только к роли руководителя биг-бэнда. Он прошёл суровую школу свинговых оркестров конца 30-х и был среди новаторов, которые в середине 1940-х открыли миру бибоп, первый стиль модерн-джаза. Его малые составы 1940-х — 1960-х гг. были среди лучших ансамблей мировой джазовой сцены, в том числе и легендарные квинтеты и секстеты, где с Диззи играл альт-саксофонист Чарли Паркер: концерт их квинтета в зале Масси-Холл в Торонто (1953) числят среди величайших событий в истории джаза. Трубач считался также и «иконой стиля» тех лет — его берет, большие очки и крошечная бородка были фирменным знаком модерн-джаза, а позднее самым узнаваемым элементом его стиля стала изогнутая кверху труба и знаменитые «щёки Диззи», невероятно раздувавшиеся во время игры. Сценическая эксцентрика и юмор Гиллеспи могли поставить в тупик тех, кого завораживала серьёзность его музыкальных идей, но они нравились широкой публике. Диззи несколько раз собирал собственный биг-бэнд. Первый из них в 1946–48 гг. не только представил миру невероятно виртуозную игру своего лидера, но и обогатил арсенал выразительных средств современного джаза латиноамериканскими ритмами и интонациями, прежде всего афро-кубинскими. Во второй половине 50-х гг. Гиллеспи с новым гастрольным оркестром гастролировал на Ближнем Востоке, в южных странах Европы и в Латинской Америке, но затем вновь вернулся к формату малых составов. На волне подъёма движения за гражданские права афроамериканцев в 1964 г. Диззи даже пытался избираться в президенты США, хотя и безуспешно. А в 80-е его новый биг-бэнд, The United Nation Orchestra, вновь объездил весь мир. Диззи с малым составом выступил и в Москве, на I Международном джаз-фестивале 1990 года, и сыграл на сцене Театра Эстрады джем с советскими музыкантами. После смерти Диззи его бывшие музыканты много выступали с его оркестровыми партитурами как «Биг-бэнд выпускников Диззи Гиллеспи» п/у тромбониста Слайда Хэмптона, в том числе и в Москве в 2007 г.
Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»