Стэн Кентон (Stan Kenton, 1911–1979)

Всю свою творческую жизнь, с начала 1940-х и по 60-е годы, пианист и бэндлидер Стэн Кентон стремился сделать из «популярной» эстрадной музыки серьёзный вид профессионального музыкального искусства. Он считал, что для этого нужно соединить джаз и академическую музыку — ввести в ткань звучания джазового оркестра гармоническое богатство, разнообразие фактур и широкий спектр меняющихся ритмических рисунков академического искусства тех лет. Главная тема «позывного» его оркестра, пьесы «Артистизм ритма», слегка напоминала одну из тем Мориса Равеля из «Дафниса и Хлои» (что Кентон, впрочем, отрицал), но самое главное — была построена на принципе непрерывной смены тембровых красок по мере развёртывания оркестровых вариаций вокруг главной темы. Кентон как аранжировщик шёл — и впоследствии требовал того же от новых аранжировщиков своего оркестра — по пути «симфонизации» звучания джазового оркестра. При этом он стремился поддерживать баланс между «серьёзным» звучанием своего коллектива и удержанием интереса широкой публики. Стремясь уплотнить звучание бэнда, Кентон регулярно расширял состав, так что к 1950-м годам в оркестре было уже около полусотни музыкантов, включая струнную секцию. Но самые яркие записи были сделаны между 1945 и 1949 гг., когда штатным аранжировщиком оркестра Кентона был академически образованный композитор Пит Руголо, впоследствии известный джазовый продюсер. В тот период Кентон именовал свой стиль «прогрессив-джаз». Эта стилистика находилась между «симфо-джазом» и развивавшимся в 50-е «третьим течением», то есть вне джазового мэйнстрима, но Кентон привёл к джазу многих слушателей, а кроме того — был одним из основоположников современного джазового образования.

Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»