Бенни Гудман (Benny Goodman, 1909–1986)

В 1934 корпорация NBC наняла молодой биг-бэнд под руководством кларнетиста из Чикаго, состоявший только из белых музыкантов, играть в прямом эфире своего радиошоу «Давайте потанцуем». Шоу транслировалось на всю Америку: первый час — мягкая эстрада, затем час латиноамериканских ритмов, и только с 00:30 до 01:30 ночи оркестр Бенни Гудмана играл модный свинг в «горячих» аранжировках, которые писал для него афроамериканский первопроходец биг-бэндового звучания Флетчер Хендерсон. Летом 1935-го оркестр поехал в турне по США, но выяснилось, что за пределами никогда не спящего Нью-Йорка оркестр мало кто знал — потому что когда они начинали свои выступления по радио, провинциальная публика обычно уже спала. Музыканты приуныли, но в Калифорнии их внезапно встретил сенсационный успех, настоящий триумф. Дело в том, что между Востоком и Западом США — четыре часовых разницы, так что в Лос-Анджелесе оркестр Бенни Гудмана слушали по радио не в 00:30, а в 21:30! Поэтому здесь он был известен всем, и жаждавшая модных танцев молодёжь буквально ломилась на его выступления. С этого началась невероятная популярность Гудмана, которая позволила ему в январе 1938 г. первым из джазменов дать со своим оркестром сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-Холле — самом престижном зале США. Так начался процесс превращения джаза из прикладной развлекательной музыки в отдельный вид престижного концертного музыкального искусства. Популярность «короля свинга» стала затихать после Второй мировой войны, когда пришли новые стили и другие поколения музыкантов, но авторитет остался. Когда летом 1962 г. Бенни Гудман — первым из крупных джазовых звёзд — приехал на двухмесячные гастроли по СССР, он был уже в статусе легенды, а молодые нью-йоркские солисты-импровизаторы нового состава его оркестра с удовольствием играли джемы со своими советскими коллегами.

Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»