Дюк Эллингтон (Edward Kennedy “Duke” Ellington, 1899–1974)

Главная > История джаза: легендарные бэндлидеры > Справка > Библиотека > Дюк Эллингтон (Edward Kennedy “Duke” Ellington, 1899–1974)

Первую версию своего оркестра пианист и композитор Дюк Эллингтон собрал в родном Вашингтоне в 1917 г., в 1923-м перебрался с бэндом в Нью-Йорк и продолжал выступать со своим коллективом до самой смерти в мае 1974 г., то есть более полувека. Он не называл свою музыку «джазом» — предпочитал именовать её «американской музыкой», а о себе говорил, что он «вне категорий». Тем не менее, его оркестр был самым значимым джазовым биг-бэндом с конца 1920-х по начало 1970-х гг., сам Эллингтон был первым джазовым бэндлидером, кто заставил публику и музыкальный бизнес воспринимать себя не как эстрадного развлекателя, а как серьёзного концертного артиста и композитора, а несколько десятков из более чем 1000 написанных им композиций стали джазовыми стандартами и исполняются до сих пор. Дюк был интересным пианистом и оркестром управлял в основном из-за рояля, но сам неоднократно говорил, что его главный инструмент — не фортепиано, а Duke Ellington Orchestra. Оркестр Эллингтона единственный в США пережил кризис формата биг-бэндов на рубеже 1940–50-х гг., триумфально вернулся к широкой популярности в середине 50-х и вплоть до последних месяцев жизни своего лидера выступал в статусе самого уважаемого оркестра в джазовой истории. За полвека истории бэнда в нём играли десятки великолепных солистов-импровизаторов; имена многих из них вошли в историю музыки ХХ века именно благодаря работе у Эллингтона. Начиная с 1940-х, Дюк как композитор всё чаще обращался к композициям крупной формы и регулярно играл с оркестром свои обширные сюиты, хотя продолжал исполнять и блестящие миниатюры 30-40-х гг., на которых была основана его всемирная слава. Месяц гастролей оркестра Дюка Эллингтона по СССР осенью 1971 г., когда легендарный бэнд дал 22 концерта в пяти городах (в том числе Москве, Ленинграде и Ростове-на-Дону), стал одним из важнейших моментов прикосновения к мировой джазовой истории для отечественных слушателей.

Кирилл Мошков,
главный редактор журнала «Джаз.Ру»